(Салаватской и Кумертауской епархии Башкортостанской митрополии), находится близ с. Дедова и дер. Новомихайловки Фёдоровского р-на Республики Башкортостан. Основан первоначально как жен. община по инициативе (1892) и на средства местных помещиков Эннатских, в т. ч. титулярного советника Петра Васильевича с женой Елизаветой Лукьяновной, а также Дмитрия Васильевича (1840-1886) с Софьей Владимировной (урожд. Россинская; 1849-1899). 30 сент. 1893 г. имп. Александр III Александрович утвердил определение Синода об открытии общины в честь Покрова Пресв. Богородицы при небольшом приходском каменном Параскевинском храме (1860-1861) в с. Прасковьине (ныне дер. Новомихайловка) Стерлитамакского у., с таким «числом сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам». Причем Синод «нашел открытие женской общины... весьма полезным в религиозно-нравственном отношении для окружающего эту местность инородческого населения». За общиной были утверждены пожертвованные Е. Л. Эннатской угодья, в т. ч. 60 дес. земли с прудом и крупчатой мукомольной мельницей «о шести поставах» на реках Ашкадаре и Кочкине и др. участок земли (516 дес. 1452 кв. саж.) - при дер. Васильевке. Первый деревянный храм общины был освящен во имя свт. Николая Чудотворца 29 июня 1894 г. еп. Уфимским и Мензелинским Дионисием (Хитровым) в сослужении священников благочинного Д. Малышева, В. Покрывалова, М. Никольского, М. Гуменского и И. Редникова (Уфимские ЕВ. 1894. № 15. С. 491-493).
21 июля 1898 г. решением Синода община была обращена в жен. общежительный нештатный монастырь. 2-3 сент. того же года его торжественное открытие возглавил еп. Уфимский и Мензелинский Иустин (Полянский). Настоятельницей была назначена бывшая насельница уфимского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря мон. Августина, возведенная 3 сент. в сан игумении. В эти дни 13 сестер новой обители были пострижены в мантию, в т. ч. буд. настоятельница П. м. Ангелина (Там же. 1898. № 21. С. 820-822). К нач. 1904 г. при обители существовала церковноприходская школа с общежитием, где девочки пребывали на полном обеспечении, подчиняясь монастырскому строю жизни, родители делали небольшие взносы в обитель (Там же. 1904. № 6. С. 401).
В 1904-1912 (?) гг. на средства, завещанные Софьей Эннатской, в П. м. был возведен 5-главый кирпичный Покровский собор. «Внушительные несколько тяжеловесные формы храма как бы вырастают из земной твердыни,- писал современник,- создателям удалось достичь необычного сочетания визуальной устойчивости с ощущением внутреннего напряжения, скрытой энергии. Фасады декорированы в духе русского стиля, в завершениях храма и колокольни чувствуются византийские влияния» (Смирнов. 2006. С. 465). В 1914 г. Е. Л. Эннатская и петроградский мещанин И. П. Орлов пожертвовали для собора колокола по 2 тыс. р. каждый, за что еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) выразил благотворителям благодарность (Уфимские ЕВ. 1914. № 19. С. 251). Рядом с храмом были построены ок. 20 жилых и хозяйственных корпусов. По воспоминаниям старожилов, первоначально кирпич для сооружения монастырских построек возили из дер. Покровки, где имелись обжигные печи помещика Н. Н. Дурасова. Позже аналогичные печи соорудили около стройки, использовали местную глину.
В нач. XX в. в П. м. проживали ок. 300 насельниц, в т. ч. ок. 50 монахинь, мон-рь славился пекарнями, швейной и др. мастерскими, плодовыми садами. В авг. 1912 г. Уфимский еп. Михей (Алексеев) возбудил ходатайство об открытии Златоустовского викариатства, в качестве источников его финансирования указывался П. м. наряду с др. обителями, однако 19 янв. 1913 г. Синод отклонил ходатайство епископа. Во время первой мировой войны (1914-1918), при игум. Антонине, сестры вязали для воинов рукавицы и чулки, обитель оказывала сугубую помощь «семействам лиц, призванных в войска», а также всем окрестным жителям «выдачею хлеба, муки, овощей, сена, соломы, дров». К 1915 г. при П. м. был открыт приют для «солдатских детей» на 25 чел. (см., напр.: Там же. № 23. С. 486; 1915. № 2. С. 61; № 4. С. 186; № 10. С. 426). Также в мон-ре был организован приют им. вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны «для воспитания инородческих девочек» на 15 чел. (Там же. 1915. № 23. С. 961).
Во 2-й пол. 90-х гг. XIX в. в П. м. поступила вдова Евдокия Яковлевна Суханова († 1 марта 1935), впосл. почитаемая подвижница, принявшая постриг в мантию с именем Евникия, а в 1919 г.- великую схиму с именем Зосима. Постриг совершил еп. Андрей (Ухтомский). В 2 км к северу от обители схим. Зосима ископала источник, у к-рого больные получали исцеление. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней во имя Св. Троицы.
В отчетах за дек. 1917 г. писали, что П. м. «переживает тяжелое состояние: хутор монастырский разграблен, имущество монастырское описано Земской волостной управой и находится под контролем» (Там же. 1917. № 23/24. С. 623). В 1920 г. П. м. был преобразован в трудовую коммуну. От переживаний революционных событий у настоятельницы игум. Марии обнаружилась сердечная недостаточность, водянка и др. болезни, и ее перевели в др. мон-рь. По преданию, сестры избрали настоятельницей старицу Зосиму. В июне 1922 г. адм. отдел БашНКВД сообщал, что «на территории Башкирской АССР монастырей нет, за исключением бывшего Эннатского…». В 1923 (1929?) г. обитель была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. Среди них - эконом мон. Иувеналия (Шевченко), уехавшая в родное с. Ильинка Каширинского р-на Оренбургского окр. 22 янв. 1931 г. она была арестована, 25 марта тройкой при ПП ОГПУ по Средневолжскому краю осуждена по ст. 58-10 и 5 апр. того же года расстреляна в оренбургском «Домзаке» (Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. Оренбург, 2000. Кн. 3. С. 299).
Старица Зосима после закрытия П. м. была вынуждена скитаться, жила в селах Ст. Михайловка, Богородское, Петропавловка, затем в некой благочестивой семье в с. Новоархангеловка (Дёма), скончалась в с. Сенцовка Шарлыкского (ныне Октябрьского) р-на Оренбургской обл., похоронена на сельском кладбище. Могила пользовалась почитанием верующих. Ее мощи были обретены 14 дек. 2003 г. и перевезены в Богородице-Казанский храм г. Мелеуза, к кон. 2019 г. они находились в Покровской обители. 11 июня 2006 г. в Марфо-Мариинском женском монастыре с. Ира Кумертауского р-на архиеп. Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) возглавил чин прославления прп. Зосимы Эннатской в лике местночтимых святых. 24 июня 2019 г. по благословению митр. Оренбургского и Саракташского Вениамина (Зарицкого) наместник П. м. архим. Николай (Чернышов) и другие клирики освятили крест на месте обретения мощей подвижницы в с. Сенцовка.
Во время Великой Отечественной войны в П. м. размещался детский дом. Деревянные монастырские корпуса были разобраны и перевезены в села Фёдоровка и Дедово, где приспособлены под различные учреждения. До 1952 г. в монастырских зданиях находились склад, колония, школа трактористов. В 1971-1976 гг. на территории П. м. был построен пионерский лагерь «Ашкадар». К 90-м гг. XX в. из монастырских построек сохранился только Покровский собор, без пятиглавия и кровли. Среди руин был найден надгробный памятник Д. и С. Эннатским, впосл. водруженный на постамент рядом с собором.
По ходатайству еп. Никона решением Синода от 19 июля 2000 г. обитель была возрождена как мужская, 1-й наместник, архим. Симеон (Кувайцев; † 2016), похоронен на монастырском кладбище. 1 янв. 2005 г. наместником назначен игум. Николай (Чернышов; впосл. архимандрит). К окт. 2019 г. в обители проживали 15 насельников.
25 сент. 2012 г. Николай (Субботин), еп. Уфимский и Салаватский, освятил восстановленный Покровский собор, в к-ром устроены правый придел в честь Собора Уфимских святых (2013), левый придел во имя прп. Зосимы (2017). В обители возведены надвратный храм Иверской иконы Божией Матери (освящен 1 марта 2014), «венчальный» храм равноап. кнг. Ольги (освящен 2 июня 2019), вход в к-рый расположен вне мон-ря, с улицы, крестильный храм равноап. кн. Владимира, трапезный храм арх. Михаила, 2-этажная гостиница для паломников с ц. блж. Матроны Московской. В адм. корпусе освящена домовая ц. свт. Николая Чудотворца.
Среди святынь П. м. помимо мощей прп. Зосимы - иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, сщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского, святителей Димитрия, митр. Ростовского, и Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского, преподобных Авраамия Ростовского, Афанасия Высоцкого (Младшего), Никиты Переяславского, Корнилия Переяславского, Корнилия Крыпецкого, Серафима Саровского, Моисея (Чигвинцева) Уфимского, Амвросия Оптинского, Севастиана (Фомина) Карагандинского, прав. Василия Мангазейского, блж. Варвары Скворчихинской, св. Космы Верхотурского и др.
В 2006 г. началось восстановление Свято-Троицкого скита, на территории к-рого построены Свято-Духовский храм (освящен в 2019), колокольня с архондариком, часовня, настоятельский корпус, братский корпус с трапезной, дом для трудников, обустроен источник прп. Зосимы с купальней.
В г. Салават находится подворье с 2-этажным храмом: с нижней ц. иконы Божией Матери «Всецарица» и верхней ц. иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», с кельями, воскресной школой, трапезной и иконной лавкой. К окт. 2019 г. на подворье проживали 11 монахинь. Силами П. м. в Фёдоровском р-не построены церкви во имя блж. Ксении Петербургской в с. Новосёлка и во имя свт. Спиридона Тримифунтского в с. Бала-Четырман.